Одной из главных задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. Речь - одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом. Основная задача развития речи у детей в дошкольном возрасте – формирование правильной устной речи детей на основе овладения литературным языком своего народа.
Речевые навыки детей становятся всё хуже. У детей вызывает затруднение пересказывать прочитанные им сказки, рассказы. Они плохо запоминают стихи и владеют монологической речью. В наше время дети перенасыщены информацией. Уже с детского сада свободно пользуются компьютером. Много времени проводят у экрана телевизора. Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Поэтому необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Большое место занимает использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а ассоциативная память самая надёжная.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, речь.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определённые навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Причём, условно - наглядную схему нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию.
Использование метода мнемотехники в детском саду даёт действительно хорошие результаты. Я заметила, что применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Суть метода – использование не изображения предмета, а символа для опосредованного запоминания. Это очень облегчает детям поиск и запоминание слов. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Работа делится на несколько частей.
1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2.Преобразование символов в образы.
3.Пересказ при помощи символов.
Но самое главное в обучении рассказыванию при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.
Мнемотаблицы очень помогли моим детям в разучивании стихотворений. Нужно просто зашифровать строчку или слово и дети быстрее запоминают текст. Малышам я предлагаю символы, называя их. В старшем возрасте дети сами придумывают их, что позволяет ещё быстрее запомнить стихотворение или рассказ.
Стихотворение И.Токмаковой «Медведь» дети второй младшей группы запомнили, буквально, с первого раза. (рис.1)
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на ёлке - снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь.
Я зашифровала слово «горка» в виде вершины, на которой стоит человечек. Все мы ещё с детства помним, что снег – это снежинки, их и нарисую. « Под горкой» - в виде вершины, но человечек уже стоит внизу. Слово «ёлка» будет ёлкой. Затем нарисую спящего медведя в берлоге под толщей снега. А последнюю строчку можно показать, проговаривая её почти шёпотом и приложив указательный палец к губам. Таблицу можно показывать несколько дней, потом постепенно перехожу от таблицы к рассказыванию по памяти.
Бабушка моей воспитанницы работает поваром. Мы поговорили о том, чем занимается повар в детском саду, а в конце беседы отгадали и запомнили стихотворение «Повар» (рис. 2).
Ходит повар в колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, суп и винегрет.
В средней группе использую усложнение – стихи становятся разнообразнее. Например, стихотворение «Осень» (рис.3):
Вот и осень наступила,
Вот и листики летят,
Вот и серенькие зайки
Шубки поменять спешат.
Как в понимании детей выглядит осень? Это дерево в оранжевом уборе. «Наступила» я обозначила ботинком, который наступает на носок. Со второй и третьей строчкой уже проще – летящие в воздухе листья и серые зайцы. Обговариваем с детьми, почему зайки спешат поменять шубки? (Наступают холода, зайцы меняют серую шубку на белую). А последнюю строчку зашифровала так: в одном окошке нарисованы шубы, в другом бегущие человечки. Я спрашиваю детей: «Как они бегут?» «Быстро». «Они куда-то спешат?» Так появилось слово «спешат».
Это стихотворение можно включить в обучающий процесс по развитию речи «Составление описательного рассказа об осени». Мнемотаблицы можно и нужно использовать для составления описательных рассказов о времени года (осень, зима, весна). Если во второй младшей группе можно использовать четыре символа (рис.4), в средней шесть (рис.5), в старшей девять, то в подготовительной можно в одно окошко поместить знак вопроса. Это значит, что ребёнок сам должен придумать окончание рассказа. Так же можно предложить детям самим придумать символы к рассказу.
Сначала я вносила мнемотаблицу, оговаривая с детьми каждый символ, рассказывала сказку или рассказ. В дальнейшем мы вместе вспоминали по мнемотаблице то, о чём говорили раньше, а затем кто-то из детей сам выкладывал по мнемотическим карточкам (это та же таблица, только разрезанная) свой рассказ.
Мнемотаблицы помогают при составлении рассказов о животных, птицах и насекомых. В средней группе мы с детьми составляли рассказы о зайце, лисе, волке, лягушке.
Пример составления рассказа
« Как появляется лягушка?»
Весной лягушка откладывает икру. В икре растёт маленький головастик. Он подрастает и выбирается наружу. У него голова, хвост и маленькие пёрышки. Это жабры, при помощи которых головастик дышит. Со временем у него отрастают задние, а затем и передние лапки. Хвост исчезает, и головастик становится настоящим лягушонком, (рис. 6).
Сжатый рассказ можно составить с детьми средней группы, а усложнив его, можно использовать в старшей, подготовительной группе.
Дети второй младшей группы учатся пересказывать знакомые сказки при помощи мнемотических таблиц. «Колобок», «Теремок», «Репка», «Рукавичка», «Грибок-теремок» легко запоминаются в зашифрованном виде и впоследствии рассказываются без использования символов.
В средней группе можно использовать короткие незнакомые сказки для запоминания. Например, русская народная сказка «Лиса и кувшин» (рис.7):
Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала. Пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит:
-Ну, кувшин, пошутил, да и будет! Отпусти же меня, кувшинчик. Полно тебе баловать, поиграл, да и будет!
Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса:
-Погоди же ты, не отстаёшь по-хорошему, так я тебя утоплю!
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то, утонуть - утонул, да и лису за собой утянул.
Познакомившись с авторскими разработками Е.Д Сафроновой «Интеллектуальное развитие дошкольников» и Т.Б.Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», закончив курсы по мнемотехнике, изучив опыты других педагогов по этому вопросу, я составила свою программу, позволяющую использовать мнемотаблицы для развития связной речи детей, составления рассказа, лучшего запоминания стихотворений, развития высших психических функций, логики. В своей работе использую картотеки. В первой – расположила тексты, разучиваемых произведений. Во второй – мнемотаблицы к этим текстам.
Системное планирование. Вторая младшая группа.
месяц | материал | картотека | мнемотаблица |
сентябрь | А.Барто «Мишка» | №1 | №1 |
октябрь | сост. расск. «Осень» | №5 | №2 |
ноябрь | сказ. «Рукавичка» | №14 | №3 |
декабрь | сост. расск. «Заяц» | №7 | №4 |
январь | сост. расск. «Зима» | №9 | №7 |
февраль | стих. И.Токмакова «Медведь» | №2 | №6 |
март | сост. расск. «Весна» | №11 | №8 |
апрель | сост. расск. «Волк» | №13 | №11 |
май | загад. «Повар» | №3 | №9 |
Системное планирование. Средняя группа.
месяц | материал | картотека | мнемотаблица |
сентябрь | стих. «Осень» | №4 | №10 |
октябрь | сост. расск. «Осень» | №6 | №12 |
ноябрь | сказ. «Соломенный бычок» | №15 | №14 |
декабрь | сост. расск. «Заяц» | №8 | №5 |
январь | сост. расск. «Зима» | №10 | №13 |
февраль | сказ. «Крылатый, мохнатый да масляный» | №16 | №15 |
март | сост. расск. «Весна» | №12 | №16 |
апрель | сказ. «Лиса и кувшин» | №17 | №17 |
май | сост. расск. «Лягушка» | №18 | №18 |
Список используемой литературы:
Е.Д Сафронова «Интеллектуальное развитие дошкольников».
Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
И. Токмакова «Медведь».
Стихотворение «Повар» - автор неизвестен.
Стихотворение «Осень»- автор неизвестен.
Русская народная сказка «Лиса и кувшин».
И.В. Гурина «Как появляется лягушка?».