"Росточек"

Здравствуй, малыш!

"Использование метода мнемотехники в развитии речи детей

дошкольного возраста."

Статья

 

      Одной из главных задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. Речь - одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом. Основная задача развития речи у детей в дошкольном возрасте – формирование правильной устной речи детей на основе овладения литературным языком своего народа.

      Речевые навыки детей становятся всё хуже. У детей вызывает затруднение пересказывать прочитанные им сказки, рассказы. Они плохо запоминают стихи и владеют монологической речью. В наше время дети перенасыщены информацией. Уже с детского сада свободно пользуются компьютером. Много времени проводят у экрана телевизора. Огромный поток информации  и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Поэтому необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Большое место занимает использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

   Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а ассоциативная память самая надёжная.

   Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память,  зрительное и слуховое внимание, воображение, речь.

   Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определённые навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Причём, условно - наглядную схему нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию.

      Использование метода мнемотехники в детском саду даёт действительно хорошие результаты.  Я заметила, что применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Суть метода – использование не изображения предмета, а символа для опосредованного запоминания. Это очень облегчает детям поиск и запоминание слов. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

    Работа делится на несколько частей. 

1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2.Преобразование символов в образы.

3.Пересказ при помощи символов.

     Но самое главное в обучении рассказыванию при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок  составить рассказ, т.е.  мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

   Мнемотаблицы очень помогли моим детям в разучивании стихотворений. Нужно просто зашифровать строчку или слово и дети быстрее запоминают текст. Малышам я предлагаю символы, называя их. В старшем возрасте дети сами придумывают их, что позволяет ещё быстрее запомнить стихотворение или рассказ.

   Стихотворение  И.Токмаковой  «Медведь»  дети второй младшей группы запомнили,  буквально, с первого раза. (рис.1)

                     Как на горке - снег, снег,

                     И под горкой - снег, снег,

                     И на ёлке - снег, снег,

                     И под ёлкой - снег, снег,

                     А под снегом спит медведь.

                     Тише, тише… Не шуметь.

   Я зашифровала слово «горка» в виде вершины, на которой стоит человечек. Все мы ещё с детства помним, что снег – это снежинки, их и нарисую. « Под горкой» - в виде вершины, но человечек уже стоит внизу. Слово «ёлка» будет ёлкой. Затем нарисую  спящего медведя в берлоге под толщей снега. А последнюю строчку можно показать, проговаривая её почти шёпотом и приложив указательный палец к губам. Таблицу можно показывать несколько дней, потом постепенно перехожу от таблицы к рассказыванию по памяти.

     Бабушка моей воспитанницы работает поваром. Мы поговорили о том, чем занимается повар в детском саду, а в конце беседы отгадали и запомнили стихотворение  «Повар» (рис. 2).

                         Ходит повар в  колпаке

                         С поварёшкою в руке.

                         Он готовит нам обед:

                         Кашу, суп и винегрет.

   В средней группе  использую  усложнение – стихи становятся разнообразнее. Например, стихотворение  «Осень» (рис.3):

                         Вот и осень наступила,

                         Вот и листики летят,

                         Вот и серенькие зайки

                         Шубки поменять спешат.

   Как в понимании детей выглядит осень? Это дерево в оранжевом уборе. «Наступила» я обозначила ботинком, который наступает на носок. Со второй и третьей строчкой уже проще – летящие в воздухе листья  и серые зайцы. Обговариваем с детьми, почему зайки спешат поменять шубки? (Наступают холода, зайцы меняют серую шубку на белую). А последнюю строчку зашифровала так: в одном окошке нарисованы шубы, в другом  бегущие человечки. Я спрашиваю детей: «Как они бегут?» «Быстро». «Они куда-то спешат?» Так появилось слово «спешат».

  Это стихотворение можно включить в обучающий процесс  по развитию речи  «Составление описательного рассказа об осени». Мнемотаблицы можно и нужно  использовать для составления описательных рассказов о времени года (осень, зима, весна). Если во второй младшей группе можно использовать четыре символа (рис.4), в средней шесть (рис.5), в старшей девять, то в  подготовительной можно в одно окошко поместить знак вопроса. Это значит, что ребёнок сам должен придумать окончание рассказа. Так же можно предложить детям самим придумать символы к рассказу.

      Сначала я  вносила мнемотаблицу, оговаривая с детьми каждый символ, рассказывала  сказку или рассказ. В дальнейшем  мы вместе вспоминали по мнемотаблице то, о чём говорили раньше, а затем кто-то из детей сам выкладывал по мнемотическим карточкам (это та же таблица, только разрезанная) свой рассказ.            

   Мнемотаблицы  помогают при составлении рассказов о животных, птицах и насекомых. В средней группе мы с детьми составляли рассказы о зайце, лисе, волке, лягушке.

                                       Пример составления рассказа 

                                         « Как появляется лягушка?»

    Весной лягушка откладывает икру. В икре растёт маленький головастик. Он подрастает и выбирается наружу. У него голова, хвост и маленькие  пёрышки. Это жабры, при помощи которых головастик дышит. Со временем у него отрастают задние, а затем и передние лапки. Хвост исчезает, и головастик становится настоящим лягушонком, (рис. 6).

    Сжатый рассказ можно составить с детьми средней группы, а  усложнив его, можно использовать в старшей, подготовительной группе.

    Дети второй младшей группы  учатся пересказывать знакомые сказки при помощи мнемотических таблиц. «Колобок», «Теремок», «Репка», «Рукавичка», «Грибок-теремок» легко запоминаются в зашифрованном виде и впоследствии  рассказываются без использования символов.

    В средней группе можно использовать короткие незнакомые сказки для запоминания. Например, русская народная сказка «Лиса и кувшин» (рис.7):

    Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала. Пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит:

-Ну, кувшин, пошутил, да и будет! Отпусти же меня, кувшинчик. Полно тебе баловать, поиграл, да и будет!

Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса:

-Погоди же ты, не отстаёшь по-хорошему, так я тебя утоплю!

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то, утонуть - утонул, да и лису за собой утянул.

     Познакомившись с авторскими разработками Е.Д Сафроновой «Интеллектуальное развитие дошкольников» и Т.Б.Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», закончив курсы по мнемотехнике, изучив опыты других педагогов по этому вопросу, я составила свою программу, позволяющую использовать мнемотаблицы для развития связной речи детей, составления рассказа, лучшего запоминания стихотворений, развития высших психических функций, логики. В своей работе использую картотеки. В первой – расположила тексты, разучиваемых произведений. Во второй – мнемотаблицы к этим текстам.

                    Системное планирование. Вторая младшая группа.

 

         месяц

      материал

       картотека

     мнемотаблица

       сентябрь

А.Барто «Мишка»

          №1

              №1

       октябрь

сост. расск. «Осень»

          №5

              №2

       ноябрь

сказ. «Рукавичка»

          №14

              №3

       декабрь

сост. расск. «Заяц»

           №7

              №4

       январь

сост. расск. «Зима»

           №9

              №7

       февраль

стих. И.Токмакова «Медведь»

          №2

              №6

       март

сост. расск. «Весна»

          №11

              №8

       апрель

сост. расск. «Волк»

          №13

              №11

       май

загад. «Повар»

           №3

              №9

 

                      Системное планирование. Средняя группа.

 

           месяц

    материал

        картотека

    мнемотаблица

        сентябрь

стих. «Осень»

           №4

             №10

        октябрь

сост. расск. «Осень»

           №6

             №12

        ноябрь

сказ. «Соломенный бычок»

           №15

             №14

        декабрь

сост. расск. «Заяц»

           №8

             №5

        январь

сост. расск. «Зима»

           №10

             №13

        февраль

сказ. «Крылатый, мохнатый да масляный»

           №16

             №15

        март

сост. расск. «Весна»

           №12

             №16

        апрель

сказ. «Лиса и кувшин»

           №17

             №17

        май

сост. расск. «Лягушка»

           №18

             №18

 

   Список используемой литературы:

Е.Д Сафронова «Интеллектуальное развитие дошкольников».

Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

И. Токмакова «Медведь».

Стихотворение  «Повар» - автор неизвестен.

Стихотворение «Осень»- автор неизвестен.

 

Русская народная сказка «Лиса и кувшин».

И.В. Гурина «Как появляется лягушка?».

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz