"Росточек"

Здравствуй, малыш!

Нельзя лишать детей того, что создано веками,

И передалось нам с тобой устами каждой мамы.

В тех колыбельных вековых вся мощь звучит вселенной.

Да сердца стук и нежный звук наш оберег нетленный.

И. Г. Квактун

 

"Пойте детям колыбельные" …..

 

     Народная мудрость гласит: «Хорошее начало полдела откачало». «Конец – всему делу венец». От того, каким было наше утро, с каким настроением мы проснулись, какие ощущения оно вызвало, зависит продолжение всего дня.

    Засыпание и пробуждение – очень важные моменты в жизни людей. Проснуться – это всегда как бы вновь родится. С чего начинается ваше утро? С  прикосновения к сыну или дочери, улыбки, поцелуя, пожелания доброго утра. Ваши глаза говорят друг другу: мы очень рады, что мы есть в этом мире! Можно сделать совместно зарядку, умыться, одеться, совместно позавтракать дома.

   Вечернее укладывание ребенка спать не должно быть спешным, суетливым. Отлично, если оно будет иметь чёткую последовательность и станет церемонией. После передачи: «Спокойной ночи, малыши» ребёнок умывается, раздевается и ложится в постель. Посидите рядом, а ещё лучше, прижмите ребёнка к груди, погладьте его, пусть он услышит спокойное, ровное биение вашего сердца. Чтобы ребенок успокоился, поговорите с ним о прошедшем дне в спокойном, расслабляющем тоне, лучше шепотом, затем обязательно спойте колыбельную песню.

  На всех  без исключения, от мала до велика, очень хорошо действует пение, живой человеческий голос.  Ещё будучи в утробе матери ребёнок всё слышит, всё понимает и запоминает, и если будущая мама поёт ещё не родившемуся ребёнку колыбельные, читает ему сказки, стихи, любуется живописью, слушает классическую музыку, ребёнок, как правило, рождается спокойным, гармонично развивается, в нём быстрее раскрываются его таланты и способности.  А появившись на свет, малыш с удовольствие узнаёт уже знакомые ему песни, музыку, сказки.

И. Г. Квактун

Колыбельная песня 

(Материал из Википедии)

     Это один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

     В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

   Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

 

Колыбельные

    Колыбельная песня, по мнению народа – спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира.

     В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. С древнейших времён матери «убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали». Абу Али Ибн Сина так определил значение колыбельных: «Чтобы благотворно влиять на нрав детей, необходимо использование двух вещей:

       1.  Тихо качать ребёнка.

     2. Петь привычную для него колыбельную. Именно бодрящее качество этих песен способствует как физическому воспитанию плоти, так и  пробуждению души к музыке».

     Исследования современных учёных показывают, что колыбельные песни вызывают у ребёнка чувство психологической защищённости, оказывая на него тем самым терапевтическое    и воспитательное воздействие. Успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон создаётся благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно. Чувство психологической защищённости вызывается и тем, что напевая эти песни, матери или бабушки, как правило, держат ребёнка на руках, качают его, он же в свою очередь слышит голос родного ему человека, ощущает его равномерное спокойное сердцебиение и дыхание, ощущает его присутствие, чувствует внимание к себе со стороны взрослого. Особая ритмическая организация и приём уменьшения играют определённую роль в создании психологического комфорта.

      Колыбельные играют огромную роль в ознакомлении ребёнка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. Образы, создаваемые в колыбельных песнях конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (это котенька – коток, собачка, заинька, гуленьки и т.д.). Они несут в себе пожелания добра и благополучия своему ребёнку со стороны матери, уверенности в том, что он будет здоров и счастлив.

     Слушая с колыбели родную песню, ребёнок воспитывается в направлении к этим глубоким сторонам души. Колыбельные песни, благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа: «люли – люли - люленьки», «баю – баю - баеньки» и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использования приёма уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников. Через выражение  любви к ребёнку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. А помогает этому используемый, как и в потешках, эмоциональный приём обращения к ребёнку по имени, что делает его как бы соучастником действия, происходящего в колыбельной, и утверждает в мысли о том, что он интересен взрослому и нужен; и сравнение ребёнка с наиболее значимыми в жизни взрослого человека объектами, явлениями окружающей действительности:

                     Спи–ка, (Маша) – солнышко,

                     Спи–ка, житно зёрнышко,

                    Спи, моя родная, рыбка золотая.

     В этих песнях также создаются образы, которые в реальной жизни не существуют – Угомон, Дрёма и т.п.  колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь ребёнка дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например – заинька.

     Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического стоя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова можно использовать эти песни, так как в них  создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причём, это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. 

     Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуком, медленный темп и т.    п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

    Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz