"Росточек"Здравствуй, малыш! |
Нельзя лишать детей того, что создано веками, И передалось нам с тобой устами каждой мамы. В тех колыбельных вековых вся мощь звучит вселенной. Да сердца стук и нежный звук наш оберег нетленный. И. Г. Квактун
|
|
"Пойте детям колыбельные" …..
Народная мудрость гласит: «Хорошее начало полдела откачало». «Конец – всему делу венец». От того, каким было наше утро, с каким настроением мы проснулись, какие ощущения оно вызвало, зависит продолжение всего дня. Засыпание и пробуждение – очень важные моменты в жизни людей. Проснуться – это всегда как бы вновь родится. С чего начинается ваше утро? С прикосновения к сыну или дочери, улыбки, поцелуя, пожелания доброго утра. Ваши глаза говорят друг другу: мы очень рады, что мы есть в этом мире! Можно сделать совместно зарядку, умыться, одеться, совместно позавтракать дома. Вечернее укладывание ребенка спать не должно быть спешным, суетливым. Отлично, если оно будет иметь чёткую последовательность и станет церемонией. После передачи: «Спокойной ночи, малыши» ребёнок умывается, раздевается и ложится в постель. Посидите рядом, а ещё лучше, прижмите ребёнка к груди, погладьте его, пусть он услышит спокойное, ровное биение вашего сердца. Чтобы ребенок успокоился, поговорите с ним о прошедшем дне в спокойном, расслабляющем тоне, лучше шепотом, затем обязательно спойте колыбельную песню. На всех без исключения, от мала до велика, очень хорошо действует пение, живой человеческий голос. Ещё будучи в утробе матери ребёнок всё слышит, всё понимает и запоминает, и если будущая мама поёт ещё не родившемуся ребёнку колыбельные, читает ему сказки, стихи, любуется живописью, слушает классическую музыку, ребёнок, как правило, рождается спокойным, гармонично развивается, в нём быстрее раскрываются его таланты и способности. А появившись на свет, малыш с удовольствие узнаёт уже знакомые ему песни, музыку, сказки. И. Г. Квактун Колыбельная песня(Материал из Википедии) Это один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
КолыбельныеКолыбельная песня, по мнению народа – спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира. В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. С древнейших времён матери «убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали». Абу Али Ибн Сина так определил значение колыбельных: «Чтобы благотворно влиять на нрав детей, необходимо использование двух вещей: 1. Тихо качать ребёнка. 2. Петь привычную для него колыбельную. Именно бодрящее качество этих песен способствует как физическому воспитанию плоти, так и пробуждению души к музыке». Исследования современных учёных показывают, что колыбельные песни вызывают у ребёнка чувство психологической защищённости, оказывая на него тем самым терапевтическое и воспитательное воздействие. Успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон создаётся благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно. Чувство психологической защищённости вызывается и тем, что напевая эти песни, матери или бабушки, как правило, держат ребёнка на руках, качают его, он же в свою очередь слышит голос родного ему человека, ощущает его равномерное спокойное сердцебиение и дыхание, ощущает его присутствие, чувствует внимание к себе со стороны взрослого. Особая ритмическая организация и приём уменьшения играют определённую роль в создании психологического комфорта. Колыбельные играют огромную роль в ознакомлении ребёнка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. Образы, создаваемые в колыбельных песнях конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (это котенька – коток, собачка, заинька, гуленьки и т.д.). Они несут в себе пожелания добра и благополучия своему ребёнку со стороны матери, уверенности в том, что он будет здоров и счастлив. Слушая с колыбели родную песню, ребёнок воспитывается в направлении к этим глубоким сторонам души. Колыбельные песни, благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа: «люли – люли - люленьки», «баю – баю - баеньки» и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использования приёма уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников. Через выражение любви к ребёнку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. А помогает этому используемый, как и в потешках, эмоциональный приём обращения к ребёнку по имени, что делает его как бы соучастником действия, происходящего в колыбельной, и утверждает в мысли о том, что он интересен взрослому и нужен; и сравнение ребёнка с наиболее значимыми в жизни взрослого человека объектами, явлениями окружающей действительности: Спи–ка, (Маша) – солнышко,Спи–ка, житно зёрнышко,Спи, моя родная, рыбка золотая.В этих песнях также создаются образы, которые в реальной жизни не существуют – Угомон, Дрёма и т.п. колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь ребёнка дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например – заинька. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического стоя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причём, это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуком, медленный темп и т. п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
|
|