Нарушение звукопроизношения и его коррекция в условиях дошкольного логопункта.
- Основная деятельность ребенка - игра. Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и ободряйте его.
- Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка - "сюсюкаться" с ним, этим Вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение.
- Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир - новый. Создайте ему возможность получать новые впечатления, но не переборщите! Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Но там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей, когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.
Возраст ребенка | 1-2 года | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет |
Звуки | А О Э П Б М | И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й | С З Ц | Ш Ж Ч Щ | Л Р |
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:
свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ
шипящие - Ш, Ж
аффрикаты – Ц, Ч, Щ
сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ
заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ
звонкие согласные
мягкие согласные
У одних детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.
У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
- искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)
- отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова)
- замена одного звука другим (колова)
Существуют три уровня нарушения:
- полное неумение произнести звук
- правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т.е. недостаточная автоматизация звука
- смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.
Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак).
В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.
Знание видов, форм и уровня нарушения звукопроизношения помогает логопеду определить методику и характер коррекционной работы с детьми в условиях логопункта.