"Росточек"

Здравствуй, малыш!

Речевое развитие ребёнка

Этапы речевого развития в норме. 

  • 2-3 мес. На смену крику приходит гуление.(Произнесение гласных звуков - а, ы, у). Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Начинается развитие процесса понимания речи.
  • 7-9 мес. Начинается лепетная речь. Произнесение серии слогов: "ба-ба-ба", "ма-ма-ма", "дя-дя-дя".
  • 9-11 мес.  Подражание звукам речи взрослого
  • 11-13 мес. Появляются двусложные слова: "баба", "мама". (около 300 слов различных частей речи)
  • 2-3 года Ребёнок начинает овладевать фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений возрастает очень быстро, идёт бурное развитие воображения. 
  • 3,5 года  Словарный запас ребёнка насчитывает больше 1000 слов.

"Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить"

Елена Краузе

Дислалия

Один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи, называется дислалией. 

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.

К простым относятся нарушения, при дефектно произноситься один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с,з,ц)

Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих и шипящих (ш,ж,ч,щ) - это сложная дислалия.

 

Признаки нарушения речевого развития.


  • К концу 1 мес. ребёнок никогда не кричит перед кормлением.
  • К концу 4 мес. ребёнок не гулит и не улыбается, когда с ним заговаривает взрослый.
  • К концу 5-го мес.  ребёнок, находясь на руках матери, не пытается находить глазами людей или предметы о которых она говорит, не прислушивается к музыке.
  • К 7 мес. не узнаёт голоса близких, не может правильно реагировать на интонации.
  • К концу 9 мес. нет лепета и он не может за взрослым повторять различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
  • К концу 10-го мес. ребёнок не качает головой в знак отрицания, не кивает в знак согласия, не машет рукой прощаясь.
  • К году малыш не может произнести ни слова не может выполнить простые просьбы - покажи, принеси. 
  • К 1 году 4 мес. ребёнок не может адекватно ситуации употреблять слова: "мама" и "папа".
  • К 1 году 9 мес. он не может произнести 6 осмысленных слов.
  • К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не узнаёт близких на фотографиях, не выполняет сложные просьбы: "Подойди к шкафу, возьми куклу и принеси её". 
  • К  2,5  годам  не понимает разницу между словами: "большой" и "маленький".
  • К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать. Не может ответить на вопрос: как его имя и фамилия.
  • В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах 5-ти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

Дизартрия

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой , то есть недостаточной иннервацией. При дизартрии страдают практически все группы звуков, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии.

 

Ринолалия

Ринолалия- это нарушение тембра голоса (он приобретает голосовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринолалии струю воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщеплении твердого и мягкого неба (так называемая в народе "волчья пасть"), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого неба. При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.

 

Алалия

Алалия- полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Существует два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии- автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

Немедленно обращайтесь к специалисту, если ваш малыш:

  • не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже тихие звуки;
  • в отличие от слабослышащего ребенка не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей.

 

Заикание

Заикание- Это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание в возрасте в возрасте от 2 до 5 лет.

Не пропустите первые признаки заикания.

  • употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а,и);
  • повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
  • делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затрудняется перед началом речи.


 

Сделать бесплатный сайт с uCoz