"Росточек"

Здравствуй, малыш!

Схемы предлогов:

1.  Предлоги В, У

Predlogi_v_u.docx

2. Предлоги НА, НАД

Predlogi_NA_NAD.docx

3. Предлоги  К,  ОТ

Predlogi_k_ot.docx

4. Предлог ПОД

Predlog_POD.docx

5. Предлог ПО

Predlog_PO.docx

             Задание № 22                    

   «Звук и буква [Э]». 

 Задание № 1.     Взрослый произносит ряд слов, а ребёнок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:

              Мак – бак – так – банан;               сом  - ком – индюк – дом;    

         лимон – вагон – кот – бутон;             мак – рак – веник – бак. 

Задание № 2.   Знакомство с предлогом по.

Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «По чему едет машина? (по дороге) - По чему ползёт муравей?  (По листочку)» Обратить внимание на предлог по, показать графическое изображение.    (см. ссылку)

Составить предложение из слов, назвать предлог:  

                        трактор, поле, ехать, по.

Вставить в предложение нужный предлог (на, под, по):

   Кот спит  …  тахте.   Паук ползёт  … стене.  Толя едет  …  коне.   Павлик сидит  …  тополем. Птица сидит  …  тополе.  Гусеница ползёт  …  дереву.  Попугай сидит  …  ветке тополя.  Машина едет  …  дороге.

Задание № 3.     «Звук [Э]» 

Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

         Оно в горах встречается, с тобой, со мной, общается,

        Не спорит в разговоре – Что скажешь, то и вторит.  (Эхо)

– Какой первый звук в слове эхо?  – Э

Произносим звук [Э] перед зеркалом.

               - губки в улыбке,

               - зубки сближены;

               - широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

               - горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребёнка лежит на горлышке).

Звук [Э] гласный, его можно петь, т. к. воздух на своём пути не встречает преград. Показать красный кружок для обозначения гласных звуков. 

Задание № 4.    «Фонетические упражнения»:

Что говорит рыбак, когда рыба срывается с крючка?  «Ээ…х!»

- произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:                                                  Эээээ…....... 

Задание № 5.    Упр. «Хлопни в ладоши»

Взрослый произносит ряд звуков или слогов и просит ребёнка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук [Э]

                  Э, а, э, о, э…;   эх, ах, ух, эх…;   Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Задание № 6.    Упр. «Повтори»

Взрослый предлагает ребёнку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

                Птэ-ктэ-бдэ-гдэ;             ктэ-бдэ-гдэ-птэ. 

Задание № 7.   Упр. «Найди лишнее слово в ряду» (по наличию или отсутствию звука [Э]) 

   Автобус, эхо, апельсин, арбуз;      это, эхо, Эдик, усики.

г)  Вспомнить иена людей, начинающиеся на звук [Э]

         Элла,  Эдик,  Эдуард,  Элеонора,  Эмма, Эльвира.

Задание № 8.   Объясняем ребёнку, что все одушевлённые предметы отвечают на вопрос: кто это?, а неодушевлённые предметы – на вопрос: Что это? Учим задавать вопросы к одушевлённым и неодушевлённым предметам.

Продолжить ряд:

Кто это? Это девочка, кошка, собака…

Что это? Это машина, стол, куртка…

Задание № 9.  Упр. «Найди лишнее слово в ряду» (по признаку одушевлённости или неодушевлённости предметов):

  Машина, самолёт, стол, дедушка;   ворона, соловей, стул, корова. 

Задание № 10.   Знакомство с буквой Э   

            Буква Э открыла рот: то ль зевает, то ль поёт.   (О. Гофман)

На что ещё похожа буква Э?

Буква Э из пальчиков: большой и средний пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки – «язычок» буквы Э. 

Задание № 11.    Вклеить или нарисовать в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых есть звук [Э] 

Звуковой анализ слов:  Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик, Эмма. Составление схемы  из кружков разного цвета. (Согласный звук – синий или зелёный кружок, гласный звук – красный кружок).       

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме. (употребление точки и вопросительного знака). Запись под диктовку или по памяти, после зрительного предъявления.

            Это кто? Это кот. 

           Это кто? Это Эдик.

            Это кто тут? Это муха.

Буква Э. Чтение, списывание, звуковой анализ слов...

              (нажми на ссылку)   

Bukva_JE._CHtenie_spisyvanie_zvukovoi_analiz_slov._Zapis_pod_diktovku_ilil_po_pamyati.docx

        Задание № 21             

«Звуки [Х], [Х,]; [Х] – [Х,].  Буква Х».

Задание № 1.     Упр. «Услышь правильное слово» 

Взрослый  произносит серию слов, ребёнок хлопает, если услышит правильно произнесённое слово:    Баман – панам – банан – банам;          ваван – даван – диван – ванан;      

                альбом – альбон – аньбон – альмон – аблем – альпом;   

           витавин – митанит – фитамин – митавим – витамин – виталим. 

Задание № 2.   Знакомство с предлогами под(практическое усвоение предлогов под)

а) Взрослый  предлагает ребёнку выполнить следующие команды:   «Положить мяч под стул, поднять мяч над стулом;  положить книгу под стол, поднять книгу над столом» Взрослый спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Показать графическое изображение предлогов. 

б)  выбрать нужный предлог:

     Мальчик поднял мяч … головой.  Девочка положила книгу … подушку

в)  Составить предложения из слов. Назвать предлоги в предложениях.

                Самолёт, лететь, лес, над;        Гриб, расти, ёлка, под.

г)  Договори предложение:    Лампа висит над ….        Ручка упала под ….

д)  Исправь ошибку:  Лампа висит под столом.    Заяц спит в лесу над ёлкой. 

Задание № 3.     «Звук [Х]» 

Упражнение «Противоположность». Подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?

       Светло – темно,     жарко – …(холодно) 

Предлагаем ребёнку сосчитать, сколько слогов в слове хобот? Какое слово длиннее (короче)? Назвать первый звук в словах:

                                   Хлеб,   холодно,   хоккей,   ходули.

   Произносим звук [Х] перед зеркалом.

               -  губки и зубки свободны,

               - кончик  языка  опущен  вниз,  а  спинка  языка  придвинута  к твёрдому нёбу, образуя

                 щель для тёплого воздуха;

               - горлышко «молчит» (для фиксации работы голосовых связок рука ребёнка лежит на горлышке).

Дедушка храпит: ХХХХХ…..

Этот звук – согласный (язычок создают преграду воздуху), твёрдый, глухой  (горлышко «молчит»), поэтому мы обозначаем звук [Х] синим кружком.

Задание № 4.    «Фонетические упражнения»:

 произнести вслед за взрослым громко, чётко, отрывисто:

Девочка греет замёрзшие ручки: ХХХХХ ….  (на плавном длительном выдохе) 

Задание № 5.   Упр. «Хлопни в ладоши»

Взрослый произносит ряд звуков или слогов и просит ребёнка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук [Х]

   х, м, п, х, ф, б, к, к, х, т, д…..;    ха, хо, ба, ку, ах, ом, ух…….; хлеб, молоко, батон, мох, ухо… 

Задание № 6.  

 Упр. «Найди лишнее слово в ряду» - определив место звука [Х] в словах:

   Мох, петух, хлопок, подсолнух;   холодильник, лопух, хомяк,хлопушка.

Задание № 7.  

а) Определить и обозначить место звука [Х] в слове (начало, середина или конец слова), используя карточку и синий кружок.

Хризантема, мухомор, пастух, пароход, хомяк, отдых, уха, горох, холод.

Разделить слова на слоги.

б)  самостоятельно подобрать слова со звуком [Х], состоящие из одного, двух, трёх, четырёх слогов.

в)  отгадать загадки:

           С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт.  (Петух)  

           Посадили зёрнышко, выросло солнышко. (Подсолнух)

           Мягок, а не пух, зелен , а не трава. (Мох)

Какое слово самое длинное?

Задание № 8.  Выучить чистоговорки:

                  Ха-ха-ха  – испугали петуха.

                  Ху-ху-ху – ели мы уху.

                  Их-их-их – ветерок затих.

                  Ох-ох-ох – зелёный мох.

Задание № 9.    «Звук [Х,]» 

Детям весело, они смеются: хьхьхьхь……..

Этот звук согласный, мягкий, глухой, и обозначается зелёным кружком. 

Задание № 10. 

а)  Упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Х,]»

 хь, кь, мь, хь, фь, вь, нь, хь….;   хя, хе, мя, пи, …;   апь, ахь, окь…; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

б) Выучить чистоговорку:  Хи-хи-хи – в поле пели петухи. 

Дифференциация звуков [Х] – [Х,].

б)Упр. «Скажи наоборот»:

          ха – хя, ху – …, хо – …, хы – …;   хя – ха, хё – …, хю – …, хи – ….

в) Упражнение «Найди лишнее слово»

   Ухо, химия, муха, хобот;     Хижина, хек, халат, хирург;   Хохот, хомут, хохлома.

г)  Определить место звуков [Х] и [Х,]  в словах (начало, середина или конец слова), используя карточки зелёный и синий кружки.

    Муха, всполохи, хижина, хобот, пихта, пастух, уха, хек, халат, пароход, шорох, храбрец, яхта, страх, . 

Задание №11.  Выучить скороговорку:  (какие звуки в нём часто слышатся)

            Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе. 

Задание №12.  Знакомство с буквой Х   

     Хорошо хвалить, хихикать, худо – хвастаться и хныкать.   (О Гофман)

На что ещё похожа буква Х?

Буква Х из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук. 

Задание № 13.    Вклеить или нарисовать в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Х], [Х,]

Звуковой анализ слов:  Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Составление схем из кружков разного цвета. (Согласный звук – синий или зелёный кружок, гласный звук – красный кружок).       Чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами.

                   Уха, мох, мухи, хата.

Чтение и запись предложения после зрительного предъявления по памяти:                

                                У Хомы хата.

Буква Х. Звуковой анализ. Списывание предложений:

     Нажми на ссылку       

Bukva_H._Zvukovoi_analiz_slov._Spisyvanie_predlozheniya._.docx

                              Задание № 20             

«Звуки [Г], [Г,]; [Г] – [Г,].  Буква Г». 

Задание № 1.     Упр. «Слушай и повтори»  (развитие слухового внимания)

Взрослый  предлагает ребёнку повторить похожие слова в заданном порядке:

   Моток – каток – поток, батон – бутон – бетон, будка – дудка – утка, нитка – ватка – ветка, клетка – плётка – плёнка, тыква – буква – будка. 

Задание № 2.   Упр. «Выполни инструкцию»   «Подойди к столу, возьми со стола книгу, а потом положи её на полку» 

Задание № 3.     «Звук [Г]»  Отгадать загадку:

                            Красные лапки, щиплет за пятки. Кто это?     (Гусь)

Вопрос ребёнку: 

– Какой первый звук в этом слове?  – [Г]

Произносим звук [Г] перед зеркалом.

               - губки свободны

      - кончик языкаопущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу.

               - горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребёнка лежит на  

                 горлышке).

Гусь гогочет: ГГГГГ…..

Этот звук – согласный (язычок создают преграду воздуху), твёрдый, звонкий  (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [В] синим кружком с колокольчиком. 

Задание № 4.    «Фонетические упражнения»:

 произнести вслед за взрослым громко, чётко, отрывисто:

Мальчик прыгает через камешки: гоп-гоп-гоп….,        

Задание № 5.   Упр. «Хлопни в ладоши»

Взрослый произносит ряд звуков или слогов и просит ребёнка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук [Г]

          в, г, д, т, б, г, в, б, г, д, в…..;   га, ва, па, ба, гу, ду, вы, бо…; гараж, дорога, дерево, машина, графин, гусь, стол. 

Задание № 6.   Упр. «Повтори»

Взрослый предлагает ребёнку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

                Гла-гло-глу-глы…;             агл-огл-угл-игл….

Задание № 7.  

а) Определить и обозначить место звука [Г] в слове (начало, середина или конец слова), используя карточку и синий кружок с колокольчиком.

      Газон, вагон, луг, иволга, гранит, бег, агроном, пирог, Галя, творог.

(второй вариант: ребёнок сам подбирает слова со звуком [Г] - начало, середина или конец слова)

б)  - месяц года, в названии которого есть звук [Г] (август); - день недели (четверг)

в)  Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Придумать предложения с этими словами: 

       Голова на ножке, в голове – горошки.    (горох)

       Стоит под ёлкой крошка – только шапка да ножка.  (гриб)

       Без рук, без топорёнка построена избёнка. (гнездо)

д) Добавить к целому слову первый звук [Г]. Какие новые слова получились?

      Розы – грозы,      рад – ….,     речка – ….,      Лина – …. 

Задание № 8.  «Выучить чистоговорки»

                  Гу-гу-гу – Гале помогу.

                  Гу-гу-гу – гуси на лугу.

                  Га-га-га – зелёные луга.      

                  Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.

Задание № 9.    «Звук [Г,]» 

Маленькие гусята гогочут: гьгьгьгьгь……..

Этот звук согласный, мягкий, звонкий, и обозначается зелёным кружком с колокольчиком. 

Задание № 10. 

а)  Упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Г,]»

гь, вь, мь, пь, гь, вь, бь….;   гя, вя, мя, ги, пи, ви…;   гиря, диван, мишка, Гена.

б)  Упр. «Повтори»  Повторить за взрослым серию слогов:       

               гдя-где-гдю-гди, где-гдю-гди-гдя. 

в)  Повторить за взрослым серию слов:  гиря – гимназия – гигант – герой – гений.     

г)  Выучить чистоговорки:

           Ги-ги-ги – Машенька, беги.

           Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Дифференциация звуков [Г] – [Г,].

а) Упр. «Скажи наоборот»: га – гя, го – гё, гу - …, гы - …;      гя – га, ги - …, гю - …, гё - …

б) «Что лишнее» 

               горох, герой, гудок, гамак;     Георгий, Гена, Геннадий, Галина.

в)  Определить место звуков [Г] и [Г,]  в словах (начало, середина или конец слова), используя карточки зелёный и синий кружки.

Гитара, голубь, нога, луг, сапоги, гений, гудок, пирог, дуги, Гена, Галя, дог.             

Задание №11. а)  Вспомнить имя мальчика на звук [Г,] и имя девочки на звук [Г]  (Гена и Галя), образовать полные и уменьшительные имена.

б) «Один - много» (упр. в словообразовании) Обратить внимание на звуки [Г] и [Г,]  в словах:

           бумага – бумаги, книга – ….,   дорога – …,  нога – …

в)  Изменить слово книга по падежам, обратить внимание, в каких словах встречается звук [Г], а в каких [Г,]  (упр. в словообразовании)

Это (что?)  - книга.    У меня нет (чего?) – ….,   Дам другу (что?) – …., Вижу (что?) – ….,  Доволен (чем?) – ….,     Мы говорим (о чём?) – ….

Задание №12.  Знакомство с буквой Г   

       Букву Г я не боюсь. Г – не злой, а добрый гусь.   (В. Ковшиков)

На что ещё похожа буква Г?

Задание № 13.    Вклеить или нарисовать в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Г], [Г,]

Звуковой анализ слов:  Гога, гиббон. Составление схем из кружков разного цвета. (Согласный звук – синий или зелёный кружок с колокольчиком, гласный звук – красный кружок). Сколько всего звуков в словах.

  1. Чтение, анализ и списывание предложений:  Вот  Гога.  У  Гоги  книги.   
  2.  Зрительное предъявление предложений и записать по памяти.

Буква Г. Звуковой анализ слов, списывание, письмо под диктовку.

             нажми на ссылку    

Bukva_G._Zvukovoi_analiz_slov._Spisyvanie_predlozhenii.docx

                Задание № 19    

«Звуки [К], [К,]; [К] – [К,].  Буква К». 

Задание № 1.     Упр. «Повторить» 

Взрослый  предлагает ребёнку повторить похожие по слоговой структуре слова в следующем порядке:

          Мак – бак – так,         ток – тук – так,        бык – бак – бок, 

         дам – дым – дом,      ком – дом – гном.

Задание № 2.   Знакомство с предлогами к, от.  (практическое усвоение предлогов к, от)

а) Взрослый  предлагает ребёнку выполнить инструкции, связанные с ориентацией в помещении:                

    «Подойди к окну.   Отойди от окна.   Встань к шкафу. Отойди от шкафа»

Взрослый спрашивает: «Что ты сделал?» Показать графическое изображение предлогов.                   (см. схемы предлогов)

 б)  Составить предложения из слов. Назвать предлоги в предложениях.

                 Катя идти, дом, к;        Коля, идти, дом, от.

в)  договори предложение:    Я иду к ….        Я иду от ….

Задание № 3.     «Звук [К]»  

Упражнение «Большой – маленький». Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?

       Рот – ротик,     нос – …,    лоб – …,     стол – …,    пёс – …

 Произносим звук [К] перед зеркалом.

               -  губки свободны,

               - кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу;

               - горлышко «молчит» (для фиксации работы голосовых связок рука ребёнка лежит на горлышке).

Идёт сильный дождик: ККККК…..

Этот звук – согласный (язычок создают преграду воздуху), твёрдый, глухой  (горлышко «молчит»), поэтому мы обозначаем звук [К] синим кружком.

Задание № 4.    «Фонетические упражнения»:

 произнести вслед за взрослым громко, чётко, отрывисто:

лягушка квакает: Ква-ква …. 

Задание № 5.   Упр. «Хлопни в ладоши»

Взрослый произносит ряд звуков или слогов и просит ребёнка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук [К]

        к,  м, п, д, ф, б, к, к, ф, т, д, в…..;    ка, па, ба, ку, ак, уф, ук…….; корова, кофта, мак, шкаф, резина, форма, палка…

Задание № 6.   Упр. «Найди лишнее слово в ряду»

- определив место звука [К] в словах:

   корова, клумба, крыса, мак;   рак, мак, каша, лук; капуста, комар, рубашка, карусель.

- определив количество звуков [К] в словах:

    Кружок, клубок, каток, молоток;      рубашка, колосок, кошка, крышка.

Задание № 7.  

а) Определить и обозначить место звука [К] в слове (начало, середина или конец слова), используя карточку и синий кружок.

Кот, школа, уголок, река, каток, форточка, мак, карусель, лук, фокус, кофта, клубок.

б)  - месяц года, в названии которого есть звук [К] (октябрь, декабрь);

в)  отгадать загадки:

       Посреди двора стоит копна – спереди вилы, сзади метла.  (Корова)  

           Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)

           Сто одёжек, все – без застёжек. (Капуста)

Задание № 8.  Выучить чистоговорки и скороговорку:

                  Ка-ка-ка – бежит река.

                  Ко-ко-ко – вижу далеко.

                  Ку-ку-ку – кукушка на суку.

                  Ак-ак-ак – у реки рыбак.

                 Около кола бьют колокола.                 

Задание № 9.    «Звук [К,]» 

Идёт мелкий дождик: кькькькь……..

Этот звук согласный, мягкий, глухой, и обозначается зелёным кружком.

Задание № 10. 

а)  Упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [К,]»

 кь, мь, пь, фь, вь, нь, кь….;   кя, вя, мя, пи, фи, ки…;   акь, амь, окь…; кит, мыло, кирпичь, стул, кино. 

Дифференциация звуков [К] – [К,].

б)Упр. «Скажи наоборот»:

          ка – кя, ку – …, ко – …, кы – …;   кя – ка, кё – …, кю – …, ки – ….

в)Повторить серию слогов голосом выделяя ударный:

        ка-ка-кя,   кя-кя-ка,   ка-кя-ка,   кя-ка-кя,   кя-ка-ка,   ка-кя-кя

г)  Упражнение «Найди лишнее слово»

          Капуста, кошка, кино, корова;     Кеды, куст, кегли, кисти;

д)  Определить место звуков [К] и [К,]  в словах (начало, середина или конец слова), используя карточки зелёный и синий кружки.

    кино, кот, Ока, паук, маки, кит, купол, кипяток, раки, каша, кеды, лук. 

Задание №11.  Выучить стихотворение:  (какие звуки в нём часто слышатся)

            Кот копеек накопил, кошке козочку купил.

            А козе – капустки, кочанчики хрустки.

            Будет козочка крепка, кошке даст молока.           (В. Лунин) 

Задание №12.  Знакомство с буквой К   

      Клюв раскрыла буква К – хочет скушать паука.   (В. Ковшиков)

На что ещё похожа буква К? 

Задание № 13.    Вклеить или нарисовать в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [К], [К,]

Задание № 14.

Звуковой анализ слов:  Самостоятельный звуко-слог

Сделать бесплатный сайт с uCoz