Задание № 21
«Звуки [Х], [Х,]; [Х] – [Х,]. Буква Х».
Задание № 1. Упр. «Услышь правильное слово»
Взрослый произносит серию слов, ребёнок хлопает, если услышит правильно произнесённое слово: Баман – панам – банан – банам; ваван – даван – диван – ванан;
альбом – альбон – аньбон – альмон – аблем – альпом;
витавин – митанит – фитамин – митавим – витамин – виталим.
Задание № 2. Знакомство с предлогами под. (практическое усвоение предлогов под)
а) Взрослый предлагает ребёнку выполнить следующие команды: «Положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом» Взрослый спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Показать графическое изображение предлогов.
б) выбрать нужный предлог:
Мальчик поднял мяч … головой. Девочка положила книгу … подушку
в) Составить предложения из слов. Назвать предлоги в предложениях.
Самолёт, лететь, лес, над; Гриб, расти, ёлка, под.
г) Договори предложение: Лампа висит над …. Ручка упала под ….
д) Исправь ошибку: Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над ёлкой.
Задание № 3. «Звук [Х]»
Упражнение «Противоположность». Подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?
Светло – темно, жарко – …(холодно)
Предлагаем ребёнку сосчитать, сколько слогов в слове хобот? Какое слово длиннее (короче)? Назвать первый звук в словах:
Хлеб, холодно, хоккей, ходули.
Произносим звук [Х] перед зеркалом.
- губки и зубки свободны,
- кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя
щель для тёплого воздуха;
- горлышко «молчит» (для фиксации работы голосовых связок рука ребёнка лежит на горлышке).
Дедушка храпит: ХХХХХ…..
Этот звук – согласный (язычок создают преграду воздуху), твёрдый, глухой (горлышко «молчит»), поэтому мы обозначаем звук [Х] синим кружком.
Задание № 4. «Фонетические упражнения»:
произнести вслед за взрослым громко, чётко, отрывисто:
Девочка греет замёрзшие ручки: ХХХХХ …. (на плавном длительном выдохе)
Задание № 5. Упр. «Хлопни в ладоши»
Взрослый произносит ряд звуков или слогов и просит ребёнка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук [Х]
х, м, п, х, ф, б, к, к, х, т, д…..; ха, хо, ба, ку, ах, ом, ух…….; хлеб, молоко, батон, мох, ухо…
Задание № 6.
Упр. «Найди лишнее слово в ряду» - определив место звука [Х] в словах:
Мох, петух, хлопок, подсолнух; холодильник, лопух, хомяк,хлопушка.
Задание № 7.
а) Определить и обозначить место звука [Х] в слове (начало, середина или конец слова), используя карточку и синий кружок.
Хризантема, мухомор, пастух, пароход, хомяк, отдых, уха, горох, холод.
Разделить слова на слоги.
б) самостоятельно подобрать слова со звуком [Х], состоящие из одного, двух, трёх, четырёх слогов.
в) отгадать загадки:
С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (Петух)
Посадили зёрнышко, выросло солнышко. (Подсолнух)
Мягок, а не пух, зелен , а не трава. (Мох)
Какое слово самое длинное?
Задание № 8. Выучить чистоговорки:
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Их-их-их – ветерок затих.
Ох-ох-ох – зелёный мох.
Задание № 9. «Звук [Х,]»
Детям весело, они смеются: хьхьхьхь……..
Этот звук согласный, мягкий, глухой, и обозначается зелёным кружком.
Задание № 10.
а) Упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Х,]»
хь, кь, мь, хь, фь, вь, нь, хь….; хя, хе, мя, пи, …; апь, ахь, окь…; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.
б) Выучить чистоговорку: Хи-хи-хи – в поле пели петухи.
Дифференциация звуков [Х] – [Х,].
б)Упр. «Скажи наоборот»:
ха – хя, ху – …, хо – …, хы – …; хя – ха, хё – …, хю – …, хи – ….
в) Упражнение «Найди лишнее слово»
Ухо, химия, муха, хобот; Хижина, хек, халат, хирург; Хохот, хомут, хохлома.
г) Определить место звуков [Х] и [Х,] в словах (начало, середина или конец слова), используя карточки зелёный и синий кружки.
Муха, всполохи, хижина, хобот, пихта, пастух, уха, хек, халат, пароход, шорох, храбрец, яхта, страх, .
Задание №11. Выучить скороговорку: (какие звуки в нём часто слышатся)
Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.
Задание №12. Знакомство с буквой Х
Хорошо хвалить, хихикать, худо – хвастаться и хныкать. (О Гофман)
На что ещё похожа буква Х?
Буква Х из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.
Задание № 13. Вклеить или нарисовать в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Х], [Х,]
Звуковой анализ слов: Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Составление схем из кружков разного цвета. (Согласный звук – синий или зелёный кружок, гласный звук – красный кружок). Чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами.
Уха, мох, мухи, хата.
Чтение и запись предложения после зрительного предъявления по памяти:
У Хомы хата.
Буква Х. Звуковой анализ. Списывание предложений:
Нажми на ссылку
Bukva_H._Zvukovoi_analiz_slov._Spisyvanie_predlozheniya._.docx
Задание № 20
«Звуки [Г], [Г,]; [Г] – [Г,]. Буква Г».
Задание № 1. Упр. «Слушай и повтори» (развитие слухового внимания)
Взрослый предлагает ребёнку повторить похожие слова в заданном порядке:
Моток – каток – поток, батон – бутон – бетон, будка – дудка – утка, нитка – ватка – ветка, клетка – плётка – плёнка, тыква – буква – будка.
Задание № 2. Упр. «Выполни инструкцию» «Подойди к столу, возьми со стола книгу, а потом положи её на полку»
Задание № 3. «Звук [Г]» Отгадать загадку:
Красные лапки, щиплет за пятки. Кто это? (Гусь)
Вопрос ребёнку:
– Какой первый звук в этом слове? – [Г]
Произносим звук [Г] перед зеркалом.
- губки свободны
- кончик языкаопущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу.
- горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребёнка лежит на
горлышке).
Гусь гогочет: ГГГГГ…..
Этот звук – согласный (язычок создают преграду воздуху), твёрдый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [В] синим кружком с колокольчиком.
Задание № 4. «Фонетические упражнения»:
произнести вслед за взрослым громко, чётко, отрывисто:
Мальчик прыгает через камешки: гоп-гоп-гоп….,
Задание № 5. Упр. «Хлопни в ладоши»
Взрослый произносит ряд звуков или слогов и просит ребёнка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук [Г]
в, г, д, т, б, г, в, б, г, д, в…..; га, ва, па, ба, гу, ду, вы, бо…; гараж, дорога, дерево, машина, графин, гусь, стол.
Задание № 6. Упр. «Повтори»
Взрослый предлагает ребёнку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
Гла-гло-глу-глы…; агл-огл-угл-игл….
Задание № 7.
а) Определить и обозначить место звука [Г] в слове (начало, середина или конец слова), используя карточку и синий кружок с колокольчиком.
Газон, вагон, луг, иволга, гранит, бег, агроном, пирог, Галя, творог.
(второй вариант: ребёнок сам подбирает слова со звуком [Г] - начало, середина или конец слова)
б) - месяц года, в названии которого есть звук [Г] (август); - день недели (четверг)
в) Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Придумать предложения с этими словами:
Голова на ножке, в голове – горошки. (горох)
Стоит под ёлкой крошка – только шапка да ножка. (гриб)
Без рук, без топорёнка построена избёнка. (гнездо)
д) Добавить к целому слову первый звук [Г]. Какие новые слова получились?
Розы – грозы, рад – …., речка – …., Лина – ….
Задание № 8. «Выучить чистоговорки»
Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Га-га-га – зелёные луга.
Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.
Задание № 9. «Звук [Г,]»
Маленькие гусята гогочут: гьгьгьгьгь……..
Этот звук согласный, мягкий, звонкий, и обозначается зелёным кружком с колокольчиком.
Задание № 10.
а) Упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Г,]»
гь, вь, мь, пь, гь, вь, бь….; гя, вя, мя, ги, пи, ви…; гиря, диван, мишка, Гена.
б) Упр. «Повтори» Повторить за взрослым серию слогов:
гдя-где-гдю-гди, где-гдю-гди-гдя.
в) Повторить за взрослым серию слов: гиря – гимназия – гигант – герой – гений.
г) Выучить чистоговорки:
Ги-ги-ги – Машенька, беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.
Дифференциация звуков [Г] – [Г,].
а) Упр. «Скажи наоборот»: га – гя, го – гё, гу - …, гы - …; гя – га, ги - …, гю - …, гё - …
б) «Что лишнее»
горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий, Галина.
в) Определить место звуков [Г] и [Г,] в словах (начало, середина или конец слова), используя карточки зелёный и синий кружки.
Гитара, голубь, нога, луг, сапоги, гений, гудок, пирог, дуги, Гена, Галя, дог.
Задание №11. а) Вспомнить имя мальчика на звук [Г,] и имя девочки на звук [Г] (Гена и Галя), образовать полные и уменьшительные имена.
б) «Один - много» (упр. в словообразовании) Обратить внимание на звуки [Г] и [Г,] в словах:
бумага – бумаги, книга – …., дорога – …, нога – …
в) Изменить слово книга по падежам, обратить внимание, в каких словах встречается звук [Г], а в каких [Г,] (упр. в словообразовании)
Это (что?) - книга. У меня нет (чего?) – …., Дам другу (что?) – …., Вижу (что?) – …., Доволен (чем?) – …., Мы говорим (о чём?) – ….
Задание №12. Знакомство с буквой Г
Букву Г я не боюсь. Г – не злой, а добрый гусь. (В. Ковшиков)
На что ещё похожа буква Г?
Задание № 13. Вклеить или нарисовать в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Г], [Г,]
Звуковой анализ слов: Гога, гиббон. Составление схем из кружков разного цвета. (Согласный звук – синий или зелёный кружок с колокольчиком, гласный звук – красный кружок). Сколько всего звуков в словах.
- Чтение, анализ и списывание предложений: Вот Гога. У Гоги книги.
- Зрительное предъявление предложений и записать по памяти.
Буква Г. Звуковой анализ слов, списывание, письмо под диктовку.
нажми на ссылку
Задание № 19
«Звуки [К], [К,]; [К] – [К,]. Буква К».
Задание № 1. Упр. «Повторить»
Взрослый предлагает ребёнку повторить похожие по слоговой структуре слова в следующем порядке:
Мак – бак – так, ток – тук – так, бык – бак – бок,
дам – дым – дом, ком – дом – гном.
Задание № 2. Знакомство с предлогами к, от. (практическое усвоение предлогов к, от)
а) Взрослый предлагает ребёнку выполнить инструкции, связанные с ориентацией в помещении:
«Подойди к окну. Отойди от окна. Встань к шкафу. Отойди от шкафа»
Взрослый спрашивает: «Что ты сделал?» Показать графическое изображение предлогов. (см. схемы предлогов)
б) Составить предложения из слов. Назвать предлоги в предложениях.
Катя идти, дом, к; Коля, идти, дом, от.
в) договори предложение: Я иду к …. Я иду от ….
Задание № 3. «Звук [К]»
Упражнение «Большой – маленький». Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?
Рот – ротик, нос – …, лоб – …, стол – …, пёс – …
Произносим звук [К] перед зеркалом.
- губки свободны,
- кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу;
- горлышко «молчит» (для фиксации работы голосовых связок рука ребёнка лежит на горлышке).
Идёт сильный дождик: ККККК…..
Этот звук – согласный (язычок создают преграду воздуху), твёрдый, глухой (горлышко «молчит»), поэтому мы обозначаем звук [К] синим кружком.
Задание № 4. «Фонетические упражнения»:
произнести вслед за взрослым громко, чётко, отрывисто:
лягушка квакает: Ква-ква ….
Задание № 5. Упр. «Хлопни в ладоши»
Взрослый произносит ряд звуков или слогов и просит ребёнка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук [К]
к, м, п, д, ф, б, к, к, ф, т, д, в…..; ка, па, ба, ку, ак, уф, ук…….; корова, кофта, мак, шкаф, резина, форма, палка…
Задание № 6. Упр. «Найди лишнее слово в ряду»
- определив место звука [К] в словах:
корова, клумба, крыса, мак; рак, мак, каша, лук; капуста, комар, рубашка, карусель.
- определив количество звуков [К] в словах:
Кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка.
Задание № 7.
а) Определить и обозначить место звука [К] в слове (начало, середина или конец слова), используя карточку и синий кружок.
Кот, школа, уголок, река, каток, форточка, мак, карусель, лук, фокус, кофта, клубок.
б) - месяц года, в названии которого есть звук [К] (октябрь, декабрь);
в) отгадать загадки:
Посреди двора стоит копна – спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)
Сто одёжек, все – без застёжек. (Капуста)
Задание № 8. Выучить чистоговорки и скороговорку:
Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Около кола бьют колокола.
Задание № 9. «Звук [К,]»
Идёт мелкий дождик: кькькькь……..
Этот звук согласный, мягкий, глухой, и обозначается зелёным кружком.
Задание № 10.
а) Упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [К,]»
кь, мь, пь, фь, вь, нь, кь….; кя, вя, мя, пи, фи, ки…; акь, амь, окь…; кит, мыло, кирпичь, стул, кино.
Дифференциация звуков [К] – [К,].
б)Упр. «Скажи наоборот»:
ка – кя, ку – …, ко – …, кы – …; кя – ка, кё – …, кю – …, ки – ….
в)Повторить серию слогов голосом выделяя ударный:
ка-ка-кя, кя-кя-ка, ка-кя-ка, кя-ка-кя, кя-ка-ка, ка-кя-кя
г) Упражнение «Найди лишнее слово»
Капуста, кошка, кино, корова; Кеды, куст, кегли, кисти;
д) Определить место звуков [К] и [К,] в словах (начало, середина или конец слова), используя карточки зелёный и синий кружки.
кино, кот, Ока, паук, маки, кит, купол, кипяток, раки, каша, кеды, лук.
Задание №11. Выучить стихотворение: (какие звуки в нём часто слышатся)
Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
А козе – капустки, кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка, кошке даст молока. (В. Лунин)
Задание №12. Знакомство с буквой К
Клюв раскрыла буква К – хочет скушать паука. (В. Ковшиков)
На что ещё похожа буква К?
Задание № 13. Вклеить или нарисовать в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [К], [К,]
Задание № 14.
Звуковой анализ слов: Самостоятельный звуко-слог